О кодировании сигнализаций

Главная

Механика

Электроника

Ссылки

Туфта

FAQ

ESC

Вообще кодирование радиосигнала - тема интересная, а при покупке сигнализации - вдвойне. Действительно, как отличить надежную в этом отношении сигнализацию от ненадежной? Слово журналу "Авторевю"

"Вряд ли кого-то слово "сканер" заставит удивленно вскинуть брови. В принципе, сканирование — это обыкновенный перебор, а применительно к радиотехнике — поиск сигнала. Телевизор или радиоприемник, например, используют режим сканирования для настройки на станции. Устройство, с помощью которого можно подбирать электронные коды, тоже называют сканером. Сканер может работать через радиоканал и передавать на приемный блок последовательные кодовые комбинации. Как только одна из них совпадет с ключевой, охраняемый объект капитулирует. Код-граббер работает несколько иначе. Сначала он определяет частоту передачи сигнала, а затем регистрирует саму кодовую посылку, записывая ее на чип, магнитный диск или любой другой носитель. Полученная комбинация может быть незамедлительно послана в эфир, сохранена для использования в более подходящее время или анализа. Электронных устройств, способных открывать все на свете, не существует. Каждый "радиоперехватчик" имеет, как правило, узкую специализацию. И если сигнализация устояла против натиска одного прибора, это еще не говорит о высоком уровне ее защищенности — регистратор, работающий по другому алгоритму, может прорвать линию обороны. Насколько сложны такие приборы? Простейший граббер можно купить за 150—200 долларов, а если есть кое-какие знания и навыки, то регистратор можно собрать на основе той аппаратуры, которая используется для настройки всевозможных радиоустройств. Прибор, способный определять тип применяемого радиокода и выделять его динамическую часть Так выглядит простейший код-граббер: зафиксированная кодовая посылка используется для программирования брелока-шпиона. Именно доступность элементной базы для создания "электронных отмычек" заставила производителей сигнализаций серьезно задуматься над ответным шагом. То есть язык, на котором общаются брелок и приемное устройство в автомобиле, не должен поддаваться "переводу" — сигнал требовалось надежно закодировать. ЧТО И КАК КОДИРУЮТ? По типу передаваемого кода все системы управления автомобильными сигнализациями можно условно разделить на три класса. К первому относятся устройства, использующие постоянную кодовую комбинацию или несколько последовательных, но неменяющихся радиопосылок. Кодирование в этом случае применяется только для того, чтобы отличать один пульт управления сигнализацией от другого: установленный на автомобиле приемный блок должен распознавать только "свой" брелок. Ни о какой криптозащите здесь говорить не приходится, и ключ может быть найден после записи одной посылки. Второй уровень — это использование так называемых карусельных цифровых комбинаций (Rolling Code). Управляющий радиосигнал раздваивается: одна его часть остается постоянной, а вторая становится динамической, то есть меняется при каждом нажатии на кнопку брелока. Запись и последующее воспроизведение такого кода эффекта не принесет. Но если угонщик имеет возможность перехватить, скажем, три последовательные кодовые посылки, то на основании этой информации он сможет вычислить следующую цифровую комбинацию и нейтрализовать систему. И, наконец, Code Hopping (его еще называют плавающим кодом или кодом-призраком) обеспечивает самый высокий уровень защиты от расшифровки. В отличие от карусельного принципа смена динамической части кодовой комбинации происходит здесь по более сложному алгоритму. Нейтрализация системы с плавающим кодом требует записи большого количества посылок и их последующего анализа с помощью специальной аппаратуры, а иначе предсказать следующую цифровую комбинацию не удастся. И даже очень сложные профессиональные регистрирующие устройства здесь оказываются бессильными. Резонный вопрос: почему последняя схема не применяется повсеместно? Дело в том, что использование кода-призрака создает производителю и пользователю ряд технических сложностей. От первого требуются дополнительные затраты (к тому же многие фирмы просто не имеют соответствующего know-how), а второй вынужден мириться с некоторыми эксплуатационными неудобствами. Речь идет о так называемой рассинхронизации брелоков. Достаточно на секунду лишить брелок или приемный модуль питания (при замене батарей или отключении клеммы аккумулятора), как система, "забывает" предыдущую комбинацию и перестает работать. Поломки не произойдет, просто брелок будет передавать коды с какой-то начальной отметки и потребуется пересинхронизация. Что это такое и как ее производить, обычно указано в инструкции. "Потеря" кода, кстати, может случиться и при других обстоятельствах, например, при случайном нажатии на кнопку брелока вдали от машины. Чтобы оградить водителей от подобных неприятностей, производители стараются делать управляющие системы на основе микросхем с энергонезависимой памятью (EPROM-микросхемы). Они бывают двух типов — общего применения и разработанные специально. Подавляющее большинство фирм, естественно, стараются сэкономить и потому останавливаются на общедоступной элементной базе. Угонщикам это на руку: если в их распоряжении есть специалист по системам кодирования, алгоритм изменения кода рано или поздно будет найден. Ведь такую микросхему можно купить в магазине, "распотрошить" и получить доступ к алгоритму изменения кода. Дальнейшее — дело техники. За несколько дней будет собран радиорегистратор, работающий в унисон с той системой, которую нужно нейтрализовать. А вот "оригинальную" микросхему "прочитать" гораздо сложнее. Такие детали делаются строго по заказу, а алгоритм их работы держится в секрете. И это наиболее серьезная защита от "интеллектуального взлома". Так что если вы намерены установить автомобильную сигнализацию с высоким "радиоиммунитетом", то внимательно изучите техническое описание: если нет ссылки на оригинальный патент или на имя владельца алгоритма управления, то вряд ли используемый в системе код имеет высокую степень защиты. C помощью такого прибора можно регистрировать и анализировать любой радиосигнал, в том числе и кодированный. По стоимости этот "инструмент" сравним с современной иномаркой среднего класса Есть еще один "подводный камень". Некоторые охранные системы допускают применение дополнительных брелоков (третьего, четвертого, пятого...). Часто это выдается за дополнительную сервисную услугу — потеряете, мол, брелок, приезжайте к нам, мы запрограммируем хоть десяток. В каких-то случаях это действительно удобно, однако если вы вкладываете большие деньги в защиту автомобиля от угона, то будьте всегда уверены, что все два или сто два электронных ключа от автомобиля всегда находятся под вашим контролем, в руках надежных людей. "

Главная Механика Электроника Ссылки Туфта FAQ ESC

 

Hosted by uCoz